У всех высших учебных заведений Бразилии, причем, как частных, так и общественных, есть свобода при наборе абитуриентов. И это даже притом, что некоторые из бразильских вузов используют результаты ENEM – это тесты, периодически применяемые для выпускников средних школ. Эти тесты позволяют оценить кандидатов, хотя самым главным способом отбора абитуриентов является собеседование – оно принято во всех общественных вузах Бразилии. Все дело в том, что кандидатов чаще всего больше, чем число свободных мест. Собеседование чем-то напоминает американский GMAT, правда, подготовка тестов и оценки этих результатов совершенно разные, причем, для каждого образовательного учреждения свои. Самых лучших абитуриентов, которые имеют высокие оценки, сразу же зачисляют на учебу.
Что касается общественных университетов, то они оценивают только лишь интеллектуальный уровень абитуриентов. Совершенно не относятся к делу спортивные достижения или семейные отношения. К тому же, в некоторых частных вузах страны принята особая практика поддержки спортсменов высокого уровня. Существует мнение, что именно из-за этой системы чаще всего студентами престижных специальностей в общественных вузах становятся представители высшего или среднего класса – они могут позволить себе качественное начальное и среднее образование. А вот более бедные учатся в частных учреждениях – тут конкурс ниже.
Совершенно недавно в Бразилии приняли несколько поправок. Теперь, чтобы дать намного больше возможностей для бедных бразильцев, Федеральный Университет Рио-де-Жанейро резервирует специально места для бедных, к тому же, в Университете Бразилиа есть несколько мест для черных и мулатов, хотя до сих пор по этому вопросу ведутся обширные дискуссии.
В Бразилии также возможно получить и дополнительное образование. Оно также сконцентрировано в общественных университетах. Многие магистерские и докторские курсы находятся в общественных учреждениях. Причем, в основном, магистратура и докторантура платные. К тому же, учреждения имеют свободу при наборе обучающихся, а что касается требований, то они, в основном, включают наличие различных рекомендательных писем, а также плана будущих научных исследований.